АРА СААКОВИЧ БАЗЯН 22.01.1948-10.06.2020

АРА СААКОВИЧ БАЗЯН – УЧЕНЫЙ, РУКОВОДИТЕЛЬ, ДРУГ

22.01.1948-10.06.2020

Долгие годы Ара Саакович Базян, высокий профессионал отечественной нейрофизиологии, руководил лабораторией нейрохимических механизмов обучения и памяти Института ВНД и НФ РАН. В процессе реорганизации лаборатория вошла в качестве группы в состав лаборатории функциональной нейроцитологии, сохраняя целеустремленность и энтузиазм своего руководителя. Его безвременный уход из жизни год назад стал тяжелым ударом для его коллег и сотрудников других институтов, связанных с ним общими научными задачами.

Жизнь Ара Сааковича была неразрывно связана с Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии, а также с журналом «Нейрохимия», где он сотрудничал в редакционной коллегии. Еще со времен юности его интересовали тайны работы мозга, способность клеток мозга трансформировать объекты окружающего мира в логику поведения при формировании приспособительной деятельности, эмоциональных реакций и памяти.

Ара Саакович Базян родился 22 января 1948 года в Ереване в профессорской семье, где высоко ценились такие качества как целеустремленность, трудолюбие, приверженность идеалам служения избранному пути. Примером для подражания была стойкость деда Мирзо, героически поднявшего односельчан против турецких завоевателей в 1915 году. Уже в школе у Араика появился интерес к точным наукам, к математике и физике, столь необходимых для оценки процессов, происходящих в мозге. С конца четвертого курса биологического факультета он уехал в Москву, в Институт высшей нервной деятельности для осуществления своей мечты – изучать принципы работы мозга. Его руководителем в Институте стал Роман Ильич Кругликов, заведующий лабораторией обучения и памяти, ученый с мировым именем, многосторонними научными интересами, философским мышлением. Учитель и ученик дополняли друг друга. Ара Саакович в калейдоскопе научных представлений спешил проложить свой путь, который бы позволил вычленить разумное существо из окружающей среды.

Большое значение имели его взгляды на объекты внешнего мира как субъективные ощущения. Он считал, что мозг ничего не отражает, он все конструирует сам. Все многообразие красоты мира становится узнаваемой нами реальностью благодаря деятельности мозга. За этой декларацией следовали серьезные попытки обнаружить, какими могут быть тонкие механизмы взаимодействия мозга с объектами окружающего мира, как на основе этого взаимодействия возникают эмоции и двигательные реакции.

Движение – наиболее яркое проявление приспособительной функции мозга. Моторный контроль осуществляется пирамидной и экстрапирамидной системами мозга, но способ их функционирования, как демонстрируется А.С.Базяном, подвержен влияниям, которые осуществляются специальными модуляторными центрально детерминированными системами: дофаминергической, норадренергической, М-холинергической, пептидергической, - что формирует тип реагирования и направляет мышечные усилия в нужном направлении. На примере функционирования норадренергического типа передачи Ара Саакович обнаружил, что пресинаптические аутоадренорецепторы (α и β) формируют зону стабильного выброса норадреналина и могут регулироваться постсинаптической импульсацией, создавая как стабильное состояние выброса норадреналина, так и его выброс в экстремальных условиях. Таким образом модуляторные системы мозга действуют очень изменчиво, обеспечивая в отличие от ионотропной рецепции избиротельность поведения. Развивая это представление А.С. Базян распространил условия избирательности реагирования нейронов на функционирование других модуляторных систем – дофаминергической, М-холинергической, пептидергической, что и определяет многообразие и своевременность приспособительных реакций.

Все дальше двигаясь по пути изучения сложного мозгового процесса, Ара Саакович пытался предложить новые методические приемы для его изучения. Им была сконструирована новая система инкубирования нервной ткани для изучения секреции медиатора – эта разработка получила патент на изобретение. А сколько было внедрено предложений по использованию уже существующих методик! А сколько было сделано предложений о возможностях еще не выявленных механизмов мозга! Так, А.С.Базян постулировал существование индуцируемого гиперполяризацией пейсмекерного канала в головном мозге млекопитающих для объяснения абсансной эпилепсии; предложил квантово-механическую основу возникновения субъективного ощущения или сознания; он уделял большое внимание функционированию тормозных ГАМК-ергических синапсов, роль которых до сих пор не расшифрована полностью.

Широкий круг общения с учеными разных лабораторий, пристальное изучение возникающих научных направлений сформировали в лице А.С.Базяна ученого с обширными интересами, незаменимого на конференциях разной тематики. Его присутствие на Ученых Советах Института ВНД и НФ всегда обещало интересное обсуждение поднимаемых вопросов и научных докладов. Ара Саакович часто выступал в студенческой среде, на научных кафедрах, в популярных телевизионных передачах. В любой аудитории он делал доклады с большой страстью и азартом.

В 2014 году Ара Саакович Базян был избран иностранным членом Национальной Академии Наук Армении. Его популярность в научных кругах была настолько велика, что он был приглашен в редакционную коллегию журнала «Успехи физиологических наук», где его деятельность была достойно оценена. К тому времени он уже имел свыше 60 работ, опубликованных в рейтинговых отечественных и зарубежных журналах, а также монографию под названием «Физиологическая роль аутоадренорецепторов» (М., «Наука», 1991 г.) Трудно представить, как при высокой загруженности Ара Саакович работал в редколлегиях разных научных журналов -  постоянно в журнале «Нейрохимия» и других научных журналах: «Успеци физиологических наук», “Neurochemical Journal”, “Brain Research Bulletin”, “Frontiers in Neuroscience”.

Ученым он был настоящим – он всегда стремился проникнуть в суть вещей, понять глубинные закономерности процессов, происходящих в мозге. Поэтому естественно, что с годами он увлекся философией, стремился к постижению наиболее общих закономерностей науки о жизни. Прокладывая свой путь в науке, Ара Саакович Базян часто вступал в дискуссии о разных вопросах физиологии мозга и никогда не уступал своим противникам, убедительно продвигая свою точку зрения. Он был чужд любых конъюнктурных влияний, не отступал перед могуществом авторитетов. Сначала его аргументация могла показаться странной и даже непонятной. Так он считал, что ВПСП (возбуждающий постсинаптический потенциал), возникающий в глутаматергических синапсах – это пассивный процесс, т.е. не требующий энергетических затрат, а снижение мембранного потенциала, сопровождающее действие модуляторов, - энергозависимая реакция и ВПСП называться не может. Это неожиданное для многих, но логически верное суждение выводило на принципиальную особенность любого вида поведения – необходимость значительных энергетических затрат на этот процесс, что было предсказано   в работе С.S. Roy and C.S. Sherrington еще в 1889 году, но до сих пор не находит убедительного объяснения. А ведь внезапная мысль или стремительный рывок в небо – присущие живому мозгу энергозависимые реакции. Этот путь исследований мог бы развиться в отдельное, очень прогрессивное направление, но судьба распорядилась иначе.

Такие энтузиасты в науке как наш Араик часто становятся предвестниками грядущих перемен. Ощущая громадность проблем, связанных с изучением мозга, Ара Саакович очень бережно относился к мнению тех, кто работал с ним рядом в лаборатории нейрохимических механизмов обучения и памяти, а также к авторам, чьи работы он оценивал в редактируемых им журналах. Для него было важно, чтобы прозвучало любое мнение, и он прилагал массу усилий для максимально убедительного представления поданного в журнал материала. Доброжелательность – это черта тех, кто сильнее. Мы высоко ценим отношение Ара Сааковича Базяна к науке и благодарны за то наследие, которое он всем нам оставил.

Ю.С. Медникова,

Г.А. Григорьян,

А.С. Штемберг,

соратники и друзья